«Новости Металлургии»

Новости, каталог металлургических предприятий и металлотрейдеров, прайс листы.



Кто заработает на модернизации ГТС?

Печать

До конца текущего года в Украине должны состояться тендеры на поставки оборудования для обновления мощностей отечественной ГТС. Тем самым будет подведен итог полуторагодовой борьбы крупнейших мировых производителей за выгодные контракты.

Инвестиционные проекты

Недавно Министерство топлива и энергетики Украины обнародовало комплексный план по модернизации отечественной газотранспортной системы, осуществление которого должно начаться уже в нынешнем году. По словам представителей Минтопэнерго, целью обновления украинской ГТС является "повышение надежности доставки природного газа европейским потребителям, сокращение расходов топливного газа при его транспортировке, уменьшение негативного влияния на окружающую среду и, наконец, просто поддержание проектных параметров основных магистральных газопроводов". Об этом пишет МинПром (автор Елена Герасимова).

Как уточняют специалисты министерства, для ее достижения необходимо провести реконструкцию линейной части газопроводов, реконструкцию и техническое переоснащение компрессорных, газораспределительных и газоизмерительных станций, а также техническое переоснащение подземных хранилищ газа. При этом, согласно предварительным подсчетам Минтопэнерго, общий объем инвестиций для реализации всех этих проектов составляет 6,5 млрд долл.

В частности, на модернизацию и восстановление газопроводов "Союз", Уренгой – Помары – Ужгород, Елец – Кременчуг – Кривой Рог – Измаил и "Прогресс", которую планируется осуществить в течение 2010-2018 годов, нужно будет привлечь, соответственно, 2,4, 1,3, 1,5 и 0,871 млрд долл. В свою очередь обновление и реконструкция Бильче-Волыцько-Угерского ПХГ с емкостью 17,05 млрд куб. м природного газа, а также Богородчанского ПХГ с емкостью 2,3 млрд куб. м, которая должна состояться в тот же период, обойдется, соответственно, в 223 и в 202 млн долл. И, наконец, на техническое переоснащение компрессорных станций Ужгород, Берегово, Теково и Орловка, которое намечено на 2010-2012 годы, потребуется 95 млн долл.

Потенциальные претенденты

Напомним, что впервые вопрос об обновлении украинской ГТС был поставлен около полутора лет назад, когда представители Украины и Европейского Союза подписали соответствующую декларацию о намерениях. Несколько позднее стороны констатировали, что не менее важную роль в этом проекте будет играть и Россия. После этого, в апреле 2009 года, тогдашний министр топлива и энергетики Украины Юрий Продан заявил о том, что "в течение ближайшего года специалисты Минтопэнерго будут разрабатывать конкретные бизнес-планы по всем типам объектов", начиная с подготовки технико-экономических обоснований их модернизации и заканчивая составлением смет. И именно под эти бизнес-планы, как подчеркнул Ю.Продан, международные банки должны будут предоставить кредиты.

И поскольку на сегодня подготовка инвестпроектов завершена, в ближайшее время, согласно заявленным планам, должно состояться подписание соответствующих кредитных соглашений между НАК "Нафтогаз", с одной стороны, и Европейским инвестиционным банком, Европейским банком реконструкции и развития, а также Всемирным банком – с другой. И уже после этого, но еще до конца текущего года, Украина должна будет провести тендеры на поставки оборудования и выполнение работ по обновлению ГТС.

Следует отметить, что хотя минувшей весной данный проект был не более чем декларацией о намерениях, потенциальные претенденты на контракты и подряды начали лоббировать собственные интересы сразу же после того, как о нем стало известно. Так, еще в марте-апреле 2009 свои услуги Украине предложили японские и российские компании, а также немецкая Man Turbo и американская General Eleсtric. Разумеется, о своей готовности участвовать в этом проекте заявили и украинские производители.

При этом многие эксперты выразили опасения, что решающую роль в отборе поставщиков и подрядчиков будет играть не столько экономическая привлекательность их тендерных предложений, сколько закулисные договоренности при заключении кредитных соглашений и политический фактор. С их точки зрения, вероятность того, что международные финансовые учреждения будут выдвигать определенные условия относительно выбора тех или иных близких к ним компаний, весьма велика. Кроме того, по их мнению, Украине не удастся отмахнуться и от совершенно недвусмысленных заявлений представителей российской власти о том, что они хотели бы видеть в числе главных участников этого проекта собственные компании.

Одним словом, в силу всех этих обстоятельств украинские производители оборудования имели весьма серьезные основания для беспокойства по поводу того, что все перечисленные миллиардные контракты достанутся их конкурентам. Поэтому еще в марте минувшего года подписали с представителями Минтопэнерго и компанией "Укртрансгаз" Меморандум о том, что отечественные поставщики получат определенные преимущества в освоении инвестиций, которые удастся привлечь на модернизацию украинской ГТС. Впрочем, как известно, юридической силы подобные документы не имеют…

Отечественные производители

Между тем, согласно оценкам отраслевых специалистов, Украина располагает вполне достаточными ресурсами для модернизации собственной ГТС. Речь идет о производственном потенциале таких предприятий, как Сумское научно-производственное объединение им.Фрунзе, чьи мощности позволяют выпускать полный комплекс оборудования для газовой и нефтяной промышленности, в том числе компрессорные станции. А также о ОАО "Мотор Сич" и "Заря-Машпроект", производителях газотурбинных установок и двигателей для компрессорных станций; и, наконец, о Черновицком машзаводе и Снежнянскхиммаше, специализирующихся на выпуске газоочистного и газоподготовительного оборудования, а также арматуры.

По словам экс-гендиректора ОАО "Сумское НПО им.Фрунзе" Игоря Иванова, "на сегодня технические возможности отечественных машиностроительных компаний позволяют обеспечить модернизацию украинской ГТС на 90%". Эту точку зрения разделяет и директор по маркетингу и внедрению газотурбинных проектов компании "Заря-Машпроект" Александр Гавришенко, который считает, что "отечественные предприятия в состоянии полностью обновить газоперекачивающее оборудование". При этом он отмечает, что пока основными клиентами его предприятия являются зарубежные компании, в то время как для Укртрансгаза оно оказывает незначительный объем услуг по ремонту и сервису оборудования.

В течение многих десятилетий украинские поставщики оборудования для газотранспортных систем экспортируют 95% своей продукции. По словам отраслевых аналитиков, иностранных потребителей привлекает, во-первых, ее качество, полностью соответствующее мировым стандартам, а во-вторых – цена. Что касается последнего фактора, то, как констатировал начальник департамента эксплуатации компрессорных станций компании "Укртрансгаз" Владимир Солянык, оборудование отечественных компаний дешевле зарубежных аналогов в среднем на 50%. При этом, по его данным, "опыт эксплуатации этого оборудования показал, что по своим характеристикам оно сравнимо с мировыми образцами". Еще одним преимуществом использования отечественного оборудования, по словам гендиректора НПО им.Фрунзе, является возможность обеспечения местного сервисного обслуживания газотранспортных объектов.

Как бы то ни было, но сам факт того, что общая смета проекта модернизации украинской ГТС уже составлена, позволяет предположить, что результат тендеров в значительной степени предрешен. Во всяком случае, в Минтопэнерго отказались ответить на вопрос о том, цены каких именно производителей были заложены в инвестпроекты.

Новости Металлургии

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

[AD] [AD] ugmk.info: -
© 2017 Новости Металлургии, каталог металлургических предприятий и металлотрейдеров, прайс листы на металлопрокат. Все права защищены. Designed by Metallurgynews.